Шевцов Дмитрий Евгеньевич
Депутат Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь шестого созыва
Не говорить о проблемах, а решать их!
Шевцов Дмитрий Евгеньевич
Главная События

События

Республиканская научно-практическая конференция
 «Социальная сфера – это наша жизнь»

03 12/2015
Данное мероприятие, приуроченное к 25-летию «кузницы кадров» прошло в Академии управления при Президенте Республики Беларусь и собрало слушателей и выпускников академии по специальности «Государственное управление социальной сферой», видных государственных и общественных деятелей, ученых.
Конференцию открыл ректор академии, депутат Палаты представителей Марат Жилинский. 

















В своем выступление он подчеркнул, что за годы независимости в Беларуси удалось построить социально-ориентированную модель экономики, которая эффективно работает на благо народа. «Проводя социальную политику, государство осознанно идёт на то, чтобы помогать всем слоям общества. Как итог, в стране установились справедливое жизнеустройство, стабильность, а население чувствует уверенность в завтрашнем дне».

По социальной сфере судят о политике государства в целом. Об этом заявила министр труда и социальной защиты Марианна Щеткина.













Она подчеркнула, что в нашей стране уделяется особое внимание социально значимым проектам, а их своевременную реализацию контролирует лично президент. 

Дмитрий Шевцов выступил с докладом "Молодежная политика в Республике Беларусь."













Заканчивается год, который указом Президента Республики Беларусь А.Г. Лукашенко 2015 год объявлен годом Молодежи.

По состоянию на 1 января 2015 г. в Республике Беларусь проживало 2 121 тыс. человек в возрасте от 14 до 31 года. Почти каждый четвертый житель республики относится к категории «молодежь». Наиболее многочисленная возрастная группа среди молодежи –  молодые люди в возрасте 25-30 лет, численность которых на начало текущего года составила 43,7% от общей численности молодежи.

Города являются более притягательными для современной молодежи. Здесь молодые люди видят больше возможностей для самореализации. В городских поселениях проживает 83,8% белорусской молодежи. Молодежь является наиболее мобильной частью населения, 56,5% всего миграционного оборота республики за 2014 год составили молодые люди в возрасте 14-30 лет. Наибольшей миграционной убылью молодежи характеризуется Брестская область (3.124 человека), наименьшей — Витебская область (711 человек).

Среди всех молодых людей, сменивших место жительство внутри республики, преобладают женщины – (56,5%). Среди всей молодежи, переезжающей за пределы страны на постоянное место жительства, лидируют мужчины –  (60,4%).

Подготовка современных квалифицированных кадров является важной составляющей стратегии устойчивого социально-экономического развития страны, основанного на реализации национальной инновационной политики. Переход от экономики технологий к экономике знаний требует подготовки соответствующих высококвалифицированных специалистов и рабочих, способных выполнять задачи стратегического инновационного развития экономики, в первую очередь, для реального сектора экономики.

Наука – один из основных ресурсов формирования духовного и интеллектуально-технического потенциала страны. От эффективности ее работы, результатов деятельности ученых, как теоретиков, так и экспериментаторов, зависит место страны в мировом экономическом пространстве и во многом – благосостояние ее жителей. Поставщик кадров молодых ученых – высшие учебные заведения, в которых студенты уже в ходе учебного процесса и вузовской научно-исследовательской работы осваивают азы науки, посильно участвуют вместе с наставниками в экспериментально-поисковой деятельности, продолжая ее позже в академических и производственных коллективах.

В нашей стране созданы все необходимые условия для формирования у студентов исследовательских умений, навыков работы в научных коллективах, оказывается всесторонняя помощь молодежи в творческом и карьерном росте. На поддержку талантов в науке, образовании, творчестве делается акцент на уровне руководства страны.

Сегодня важнейшим требованием к научному исследованию является получение новых знаний и научных результатов, гарантирующих возможность их практического применения в различных отраслях экономики и социальной сферы. Такие же условия предъявляются и к студенческой науке. Поэтому в современных условиях чрезвычайно важное значение приобретают научные работы студентов, имеющие практическую направленность.

В 2011 году подписано Соглашение с Белорусским республиканским фондом фундаментальных исследований в области науки и научно-инновационной деятельности. В соответствии с ним, осознавая важность подготовки современных высококвалифицированных научных кадров, Министерство образования и данный фонд развивают взаимовыгодное сотрудничество, направленное на содействие развитию и использованию достижений фундаментальных научных исследований, поддержку молодых ученых с целью воспроизводства уникального научно-технического потенциала Республики Беларусь.

Современная экономика, ориентированная на обширное применение высоких технологий, предъявляет новые требования к качеству подготовки специалистов, обладающих нестандартным мышлением, вносящих новое содержание в производственную и социальную жизнь, умеющих ставить и решать новые задачи, относящиеся к будущему. Важнейшим фактором экономического развития становится интеллектуально-творческое производство - производство идей, проектов, технологий, для появления которых необходимы творчески одаренные люди, обеспечивающие создание инновационных продуктов в самых разных областях.

Поддержка талантливой и одаренной молодежи – одно из направлений социально-экономического развития Республики Беларусь на 2011-2015 годы. В 1996 году Указами Президента Республики Беларусь создан специальный фонд по социальной поддержке одаренных учащихся и студентов и специальный фонд по поддержке талантливой молодежи. Так же в соответствии с Указом Президента Республики Беларусь ежегодно проводится республиканский конкурс для назначения стипендий Президента талантливым молодым ученым.

При рассмотрении социально-экономического положения белорусской молодежи ключевыми аспектами для анализа выступают положение молодежи на рынке труда, вопросы развития молодежного предпринимательства и способы поддержки молодежи со стороны государства в данном контексте.

Исследования показывают, что современная молодежь живет в лучших условиях и по целому ряду параметров опережает прошлые поколения. Тем не менее, на данном этапе молодые люди всего мира сталкиваются с такими общими проблемами как бедность, безработица, возможности для самореализации, справедливость распределения и потребления материальных и нематериальных ресурсов  и др. Эти проблемы являются следствием фундаментальных противоречий, присущих современному обществу. С одной стороны, молодые люди способствуют процессу социальных изменений, так как являются наиболее активной и творческой частью социума, а с другой — оказываются жертвами прогресса, так как в силу незавершенности процесса личностного и профессионального становления не успели занять стабильную позицию в системе социальной стратификации.

Социально-экономическое положение молодежи в Республике Беларусь можно охарактеризовать как относительно стабильное благодаря ряду государственных мер по ее поддержке и значительным социальным гарантиям со стороны государства.

Анализ положения молодежи на рынке труда является важным показателем при оценке социально-экономического положения данной демографической группы. Наличие работы обеспечивает личность финансовой независимостью, а, следовательно, более высоким социальным статусом в структуре общества. Соответственно высокий уровень занятости молодых граждан нашей республики может поспособствовать снижению инфантильных, потребительских настроений в молодежной среде, о распространении которых свидетельствуют многие исследования, и развитию ответственности и самостоятельности. В мировой практике существуют различные подходы к регулированию рынка труда со стороны государства: от тотального контроля до полной отстраненности. В Республике Беларусь реализуется сбалансированная модель, приносящая свои результаты с учетом современного состояния мировой экономики.

По данным Министерства труда и социальной защиты удельный вес работающей молодежи в возрасте до 31 года в общей численности работников в 2014 году составил 24,2 %  (906 317 человек).

Доля молодежи до 31 года среди руководителей составила 11,2%, среди специалистов – 27,8%.

Важнейшей характеристикой положения молодежи на рынке труда выступает уровень безработицы в данной группе населения. С учетом складывающейся в республике демографической ситуации снижается регистрация безработных из числа молодежи и удельный вес молодежи в общей численности безработных.

На основании информации, предоставленной Национальным статистическим комитетом Республики Беларусь, уровень зарегистрированной молодежной безработицы в нашей стране в 2014 году составил 0,8%. По данным показателям Республика Беларусь положительно отличается в частности от стран Европейского Союза. Показатель молодежной безработицы в Германии (6,9%), Австрии – 8,9%,Латвии – 14,4%, Литве – 14,7%, Польше – 16,5%, а самый высокий – Испания – 39,7% и Греции (45%).

В то же время, нельзя не учитывать тот факт, что далеко не все безработные в Республике Беларусь обращаются в службы занятости и проходят процедуру регистрации. Кроме того, статистических данных недостаточно для оценки занятости населения, так как они не отражают временную, сезонную и другие виды занятости. Поэтому низкий показатель уровня молодежной безработицы не должен привести к ослаблению внимания к проблеме трудоустройства молодежи со стороны государства.

Одним из способов организации занятости молодежи является развитие предпринимательства в молодежной среде. Для достижения данной цели в республикепроводится разноплановая работа.

Молодежь, осуществляющая предпринимательскую деятельность посредством создания юридического лица, вправе применять особые режимы налогообложения, предусматривающие упрощенный порядок исчисления налогов и (или) их уплату по более низким ставкам.

Правовые, экономические, социальные и организационные основы регулирования занятости населения республики определяет Закон Республики Беларусь «О занятости населения Республики Беларусь».

На законодательном уровне для молодежи предусмотрены дополнительные гарантии занятости:

·      бронирование рабочих мест для  молодежи, впервые ищущей работу, в возрасте до 21 года;

·      гарантия первого рабочего места выпускникам государственных учебных заведений при обучении за счет бюджетных средств;

·      преимущественное право при организации обучения по направлению органов по труду, занятости и социальной защите;

·      трудоустройство на субсидированные временные рабочие места для получения навыков практической работы.

Гарантом социально-экономической защиты молодых специалистов и работников предприятий является коллективный договор, предусматривающий наличие «социального пакета».

Значимым для молодежи является предоставление информационно-консультационных услуг о состоянии рынка труда, возможностях трудоустройства. В этой связи большое внимание уделяется профориентационной работе, осуществляемой в тесном взаимодействии органов образования, органов по труду, занятости и социальной защите, объединений нанимателей и профсоюзов.

Комплекс мер по обеспечению занятости молодежи и необходимые для этого финансовые ресурсы  предусматриваются в ежегодно разрабатываемой Государственной программе содействия занятости населения.

После принятия Закона в  2009 г. «Об основах государственной молодежной политики» Советом Министров Республики Беларусь утверждено Положение о порядке организации и финансирования временной трудовой занятости молодежи, обучающейся в учреждениях образования, в свободное от учебы время. Для обучающейся молодежи предусмотрена возможность организации временной занятости молодежи  круглогодично.

Органы по труду, занятости и социальной защите формируют банки данных об имеющихся у нанимателей свободных рабочих местах (вакансиях) для временного трудоустройства молодежи.

Следующим направлением экономической поддержки молодежи выступают различные налоговые льготы, предусмотренные белорусским законодательством. В частности значительный ряд льгот по подоходному налогу с физических лиц.

Так, от обложения подоходным налогом освобождаются такие виды доходов, как стипендии обучающихся, надбавки к стипендиям за успехи в учебе, научной и общественной работе; стипендии, учреждаемые Президентом, поощрения специального фонда Президента по поддержке талантливой молодежи; доходы, в виде безналичной оплаты организацией стоимости обучения молодежи при получении им первого высшего, среднего специального, либо первого профессионально-технического образования, а также в виде расходов на погашение кредитов (включая проценты по ним), фактически израсходованных физическим лицом на получение такого образования. Так же не подлежат налогообложению доходы от реализации произведенных товаров, участников студенческих отрядов, доходы, полученные молодыми и многодетными семьями, состоящими на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий в виде финансовой поддержки государства в погашении задолженности по кредитам, выданным банками на строительство или приобретение жилых помещений.

Кроме того, следует отметить, что налоговые льготы для отдельных категорий плательщиков подоходного налога предоставляются законодательством не только в форме освобождения от уплаты налога, но и в виде налоговых вычетов, уменьшающих налоговую базу подоходного налога и позволяющих уплачивать налог в меньшем размере.

Приоритетным направлением государственной молодежной политики на республиканском и региональном уровнях является развитие социальной активности молодежи и ее участие в общественно-политической жизни страны.

Особое внимание уделяется формированию социального оптимизма и гражданской зрелости, умению взвешенно и объективно давать оценку событиям, происходящим в стране, обществе.

Особое внимание уделяется участию в программах и проектах по сохранению памятников культуры, охране окружающей среды, походам по местам боевой славы и др.

Новой формой участия белорусской молодежи в общественной жизни страны выступает молодежный парламентаризм. Молодежный парламент является коллегиальным консультативным органом и осуществляет свою деятельность на общественных началах.

Целью Молодежного парламента является содействие социальной адаптации детей и молодежи в современном обществе, подготовка их к участию в жизни государства и общества, а также осознанию своей роли в нем, привлечение молодежи к участию в общественно-политической жизни страны, формирование, укрепление и повышение правовой и политической культуры молодежи, поддержка созидательной, гражданской активности молодежи.

Реализуются проекты, направленные на развитие  и поддержку лидерства. Члены Молодежного Совета первые в республике выступили с инициативой участия в проекте информационно-аналитического центра при Администрации Президента Республики Беларусь «Умные сети». Это сетевое аналитическое общество, которое является своего рода молодежной «фабрикой мысли». Цель – поиск, отбор и обучение молодых аналитиков для органов госуправления.

Также следует отметить роль молодежи в общереспубликанских политических мероприятиях: выборах депутатов Палаты Представителей, депутатов местных Советов, Президента Республики Беларусь. В данных мероприятиях молодежь реализует свои конституционные права по участию в управлении государством не только посредством голосования, но и путем участия в инициативных группах, в избирательных комиссиях, в качестве общественных наблюдателей.

В Республике Беларусь молодежь является объектом заботы со стороны государства, так как современная молодежь определяет то, каким будет будущее страны. Государственная молодежная политика охватывает все сферы жизнедеятельности молодого поколения с целью поддержки и стабилизации положения данной группы населения в современных условиях.

И поэтому, работая, мы всегда должны помнить, что молодежь – это всего лишь четверть населения нашей страны, но она – все наше будущее!

 

 

 

Все новости