Шевцов Дмитрий Евгеньевич
Депутат Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь шестого созыва
Не говорить о проблемах, а решать их!
Шевцов Дмитрий Евгеньевич
Главная События

События

Состоялось заседание очередной сессии Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь.

03 12/2015










В первом чтении парламентарии приняли проект Кодекса Республики Беларусь о культуре. Докладчиком по законопроекту выступила первый заместитель Министра культуры Республики Беларусь Дрига И.В., содокладчиком — заместитель председателя Постоянной комиссии Палаты представителей по образованию, культуре и науке Кучинская Н.Г.

Необходимость подготовки законопроекта обусловлена потребностью в комплексном и системном регулировании общественных отношений в сфере культуры, которая представлена одиннадцатью направлениями культурной деятельности. В проект Кодекса включены нормы более 60 нормативных правовых актов различной юридической силы (7 законов, 4 указа Главы государства, около 20 постановлений Правительства Республики Беларусь и около 30 нормативных правовых актов Министерства культуры Республики Беларусь).









Преемственность проекта Кодекса и действующего законодательства в сфере культуры заключается в сохранении:

 содержания государственной политики в сфере культуры;

 возможности доступа к культурным ценностям, в том числе для отдельных категорий граждан –– бесплатно или на льготных условиях;

 поддержки талантливой молодежи;

 финансирования за счет средств республиканского и (или) местных бюджетов;

 требований к материально-техническому обеспечению библиотек и музеев;

 поддержки кинематографии;

 поддержки организаций народных художественных ремесел, индивидуальных предпринимателей и ремесленников, занимающихся созданием изделий народных художественных ремесел;

системы поощрений в сфере культуры.

 В проект Кодекса включено много инновационных идей и положений, что позволяет обеспечить правовое регулирование в соответствии с современными требованиями развития общества. Эти положения, в частности, направлены на:

 активизацию сотрудничества государственных органов с коммерческими организациями и индивидуальными предпринимателями;

 возрастание роли общественности в решении вопросов культуры;

 включение спонсоров и меценатов культуры в круг субъектов культурной деятельности;

 усиление поддержки белорусов зарубежья в сфере культуры, в том числе оказание им практической помощи в сохранении и развитии национально-культурной самобытности;

 создание условий инвалидам и другим физически ослабленным лицам для доступа и пользования услугами организаций культуры, подразделений юридических лиц, осуществляющих культурную деятельность, в том числе доступа к информационно-коммуникационным ресурсам и др.

 Кроме того, проектом Кодекса предлагается упростить:

 порядок подтверждения статуса творческого работника;

 критерии для придания культурной ценности статуса историко-культурной ценности;

 порядок принятия решения об определении историко-культурных ценностей, которые могут быть предложены для включения в Список всемирного культурного и природного наследия, Список всемирного наследия, находящегося под угрозой, или в другие списки в соответствии с международными договорами Республики Беларусь;

 порядок принятия решения о предоставлении (лишении) культурной ценности, которая может иметь мировую, национальную, международную значимость, статуса историко-культурной ценности;

 порядок принятия решения о предоставлении (лишении) культурной ценности, имеющей значимость для конкретного региона, статуса историко-культурной ценности;

 порядок принятия решения о присвоении (лишении) профессиональному коллективу художественного творчества звания «Заслуженный коллектив Республики Беларусь», статуса «академический».

 








В переходных положениях проекта Кодекса содержатся нормы, касающиеся археологических артефактов, обнаруженных после вступления в силу настоящего Кодекса, и разрешений на выполнение работ на материальных историко-культурных ценностях, выданных Министерством культуры относительно проведения археологических исследований до вступления в силу настоящего Кодекса. Кроме того, проектом Кодекса предусматривается внесение дополнений и изменений в Гражданский кодекс Республики Беларусь.

 








В первом чтении на заседании Палаты представителей также принят проект Закона «О внесении изменений и дополнений в некоторые законы Республики Беларусь по вопросам вынужденной миграции». С докладом по законопроекту выступил заместитель Министра внутренних дел Республики Беларусь –– начальник милиции общественной безопасности Мельченко Н.А., с содокладом ––председатель Постоянной комиссии Палаты представителей по правам человека, национальным отношениям и средствам массовой информации Наумович А.Н.

 








Основной корректировке подвергся Закон «О предоставлении иностранным гражданам и лицам без гражданства статуса беженца, дополнительной и временной защиты в Республике Беларусь», который предлагается изложить в новой редакции.

 








Главной новацией законопроекта является внедрение единой процедуры приема и рассмотрения ходатайства о предоставлении статуса беженца, дополнительной защиты или убежища в Республике Беларусь.

 








Кроме того, предусматривается приведение некоторых положений Закона в соответствие с Конвенцией о статусе беженцев, принятой в 1951 году. В частности, предлагается уравнять иностранцев, которым предоставлен статус беженца, в праве на медицинское обслуживание с гражданами Республики Беларусь.

 








Законопроектом также предусмотрены изменения, направленные на содействие обеспечению права иностранцев, ходатайствующих о защите, и иностранцев, которым предоставлена дополнительная защита в Республике Беларусь, на трудоустройство.

 








В проекте Закона уточнены порядок воссоединения семей иностранцев, которым предоставлены статус беженца, дополнительная защита или убежище, порядок продления срока предоставления дополнительной защиты, права и обязанности иностранцев, ходатайствующих о предоставлении статуса беженца, дополнительной защиты или убежища, и иностранцев, которым предоставлена защита в Республике Беларусь, а также основания для приостановления и прекращения рассмотрения ходатайств о защите.

Кроме того, законопроектом корректируются отдельные положения Уголовно-процессуального кодекса, законов «О правовом положении иностранных граждан и лиц без гражданства в Республике Беларусь», «О государственных пособиях семьям, воспитывающим детей», «Об основах социального страхования», а также ряд других законодательных актов, затрагивающих права лиц, ищущих убежища.

 Заместитель Министра здравоохранения — Главный государственный санитарный врач Республики Беларусь Гаевский И.В. представил для рассмотрения в первом чтении проект Закона «О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Беларусь «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (содокладчик –– заместитель председателя Постоянной комиссии Палаты представителей по здравоохранению, физической культуре, семейной и молодежной политике Милошевский В.С.).

 Проектом Закона предусматриваются уточнение терминологии, применяемой в Законе «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», определение правового регулирования отношений в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения. Предлагается также установить санитарно-эпидемиологические требования к организации и условиям проведения лабораторных (диагностических) исследований, условиям оказания услуг в сфере агроэкотуризма, условиям осуществления ремесленной деятельности. Кроме того законопроект предусматривает проведение государственной санитарно-гигиенической экспертизы объектов, связанных с лабораторными (диагностическими) исследованиями.

 В целях обеспечения соблюдения требований технических регламентов Таможенного союза, Евразийского экономического союза, а также в связи с необходимостью повышения эффективности надзора за безопасностью и качеством продукции, размещаемой на рынке Республики Беларусь, расширяются полномочия Главного государственного санитарного врача Республики Беларусь.

 В ходе заседания парламентарии приняли три проекта закона во втором чтении.

 О проекте Закона «О внесении изменений и дополнений в некоторые законы Республики Беларусь по вопросам совершенствования архитектурной, градостроительной и строительной деятельности»депутатскому корпусу рассказал заместитель председателя Постоянной комиссии Палаты представителей по жилищной политике и строительству Ярошевич А.Н.

 Законопроектом корректируются положения законов «О пожарной безопасности» и «Об архитектурной, градостроительной и строительной деятельности в Республике Беларусь». В частности, уточняются нормы, регламентирующие вопросы приемки в эксплуатацию объектов строительства, и некоторые другие положения с учетом практики их применения и в целях приведения их в соответствие с указами Президента Республики Беларусь «О мерах по совершенствованию строительной деятельности» и «О внесении изменений в Указ Президента Республики Беларусь от 25 августа 2008 г. № 445».

 Заместитель председателя Постоянной комиссии Палаты представителей по вопросам экологии, природопользования и чернобыльской катастрофы Климович Н.А. рассказала о проекте Лесного кодекса Республики Беларусь.

Парламентарий отметила, что проект Кодекса разработан в целях совершенствования норм действующего Лесного кодекса Республики Беларусь с учетом практики его применения и приведения его в соответствие с законодательными актами Республики Беларусь.

В частности, проект Кодекса предусматривает упразднение групп лесов, 15 категорий защитности лесов, 18 видов особо защитных участков леса и установление в соответствии с экологическим, экономическим и социальным значением лесов, их местонахождением и выполняемыми функциями четырех категорий лесов: природоохранные леса; рекреационно-оздоровительные леса; защитные леса; эксплуатационные леса. Предлагаемое деление лесов позволит приблизить классификацию лесов Беларуси к международным подходам в распределении лесов по выполняемым функциям, уточнить режимы их охраны и использования, упростить учет лесов, обеспечить более точную функциональную принадлежность каждого участка лесного фонда, что будет способствовать совершенствованию организации территории лесохозяйственных учреждений и планирования лесохозяйственных мероприятий, а также позволит заготавливать ежегодно на 2,3 — 2,5 миллиона кубометров древесины больше и получать более 200 млрд. рублей дополнительного дохода.

 Предлагается изменить порядок отнесения лесов к категориям и перевода их из одной категории в другую. Предусматривается, что Министерство лесного хозяйства Республики Беларусь будет осуществлять эту функцию на основании законодательных актов или принятых в соответствии с ними решений государственных органов (должностного лица) в случаях, указанных в пункте 3 статьи 17 проекта Кодекса, путем внесения соответствующей информации в государственный лесной кадастр и обеспечения внесения соответствующих изменений и (или) дополнений в лесоустроительные проекты. Эта норма позволит упростить процедуру отнесения лесов к категориям и перевода их из одной категории в другую, сократить количество принимаемых решений и, как следствие, позволит сократить (оптимизировать) отдельные функции государственных органов, осуществляющих полномочия в области использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов.

 Предполагается предоставление юридическим лицам, ведущим лесное хозяйство, права привлечения лиц для оказания услуг по осуществлению лесопользования, выполнению лесохозяйственных мероприятий на основе гражданско-правового договора, заключаемого юридическим лицом, ведущим лесное хозяйство, с лицом, оказывающим такие услуги, а также права назначать лесохозяйственные мероприятия на участках лесного фонда, не запроектированных в соответствии с лесоустроительным проектом для проведения лесохозяйственных мероприятий, но требующих по своему состоянию в соответствии с законодательством об использовании, охране, защите и воспроизводстве лесов их проведения.

 Проектом Кодекса вводится перечень запретов хозяйственной и иной деятельности на территории лесного фонда (запрет на возведение, эксплуатацию, реконструкцию, капитальный ремонт объектов захоронения, обезвреживания, хранения отходов; запрет сброса на территорию лесного фонда сточных вод промышленных, коммунальных, сельскохозяйственных и других организаций; запрет на размещение снега с содержанием песчано-солевых смесей, противоледных реагентов, отходов, а также продуктов жизнедеятельности сельскохозяйственных животных (навоза, помета, навозной жижи); запрет на мойку транспортных и других технических средств, размещение скотомогильников, устройство летних лагерей для сельскохозяйственных животных, хранилищ для складирования удобрений и средств защиты растений).

 Устанавливаются перечень документов, на основании которых возникает право лесопользования, а также порядок предоставления участков лесного фонда для лесопользования, в том числе путем предоставления в аренду.

Предлагается также определить перечень второстепенных лесных ресурсов, побочного лесопользования и порядок осуществления заготовки второстепенных лесных ресурсов и побочного лесопользования.

 Кроме того, в проекте Кодекса определяются порядок отпуска древесины на корню и ее заготовки, механизм ограничения (приостановления), прекращения права лесопользования, ограничения (приостановления) либо прекращения хозяйственной и иной деятельности, оказывающей вредное воздействие на лес, а также механизм восстановления этих прав.

 По проекту Закона «О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Беларусь «О животном мире» выступил член Постоянной комиссии Палаты представителей по вопросам экологии, природопользования и чернобыльской катастрофы Шостак П.Н.

 Законопроект подготовлен с учетом необходимости приведения его норм в соответствие с Указом Президента Республики Беларусь от 8 декабря 2005 г. № 580 «О некоторых мерах по повышению эффективности ведения охотничьего хозяйства и рыбохозяйственной деятельности, совершенствованию государственного управления ими», а также в целях обеспечения выполнения обязательств Республики Беларусь по Конвенции о биологическом разнообразии и другим международным договорам в области охраны окружающей среды.

 В частности, проектом Закона предусматривается уточнение понятий, имеющих значение для всех видов диких животных: «орудия изъятия диких животных», «оптимальная численность», «отлов диких животных». Вводятся новые понятия и их определения: «нормативы допустимого изъятия диких животных», «объекты содержания и (или) разведения диких животных».

 В целях исключения дублирования правовых норм проектом Закона предусматривается исключение из действующего Закона нормативных предписаний, касающихся правил ведения охотничьего хозяйства и охоты и правил ведения рыболовного хозяйства и рыболовства, с отсылкой на названные правила.

 В целях охраны объектов животного мира и создания условий для естественного воспроизводства диких животных в законопроекте предусматривается положение о выявлении и передаче под охрану пользователям земельных участков и (или) водных объектов редких и типичных биотопов, а также устанавливается ряд ограничений и запретов.

 В целях упорядочения содержания диких животных гражданами и юридическими лицами и недопущения жестокого обращения с животными предлагается ввести регистрацию всех диких животных, отлов которых в целях содержания и (или) разведения в неволе осуществляется на основании разрешения на их изъятие из среды обитания, регистрацию объектов содержания и (или) разведения диких животных в неволе, а также регистрацию производственных объектов, на которых осуществляется производство осетровых видов рыб и (или) икры из них.

 Повестка дня включала также два законопроекта о ратификации международных соглашений.

 О проекте Закона «О ратификации Соглашения между Правительством Республики Беларусь и Правительством Китайской Народной Республики о сотрудничестве в сфере образования» депутатов проинформировал первый заместитель Министра образования Республики Беларусь Богуш В.А. С содокладом по этому вопросу выступила член Постоянной комиссии Палаты представителей по образованию, культуре и науке Старостина Л.В.

 Соглашение предусматривает расширение возможностей для обучения граждан в учреждениях образования обеих стран. Документом определены такие направления сотрудничества, как получение образования в учреждениях и организациях образования государств сторон; обмен студентами, аспирантами, докторантами, педагогическими и научными работниками; организация повышения квалификации, стажировок, переподготовки специалистов; установление и развитие прямого межвузовского сотрудничества; взаимное участие обучающихся, педагогических и научных работников в образовательных мероприятиях, научной и инновационной деятельности; возможность создания учреждений образования совместного ведения, а также осуществления совместных проектов в сфере образования.

 Проект закона «О ратификации Соглашения между Правительством Республики Беларусь и Правительством Республики Польша о сотрудничестве в области предупреждения катастроф, стихийных бедствий и других чрезвычайных ситуаций, а также ликвидации их последствий» представил в Овальном зале Дома Правительства Министр по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь Ващенко В.А. Его информацию дополнила в своем выступлении член Постоянной комиссии Палаты представителей по государственному строительству, местному самоуправлению и регламенту Филиппович Г.В.

 Соглашение позволит активизировать белорусско-польское взаимодействие в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций по следующим направлениям сотрудничества:

 оказание взаимной помощи в случае возникновения чрезвычайной ситуации;

 совершенствование системы распознавания и оповещения о катастрофах, стихийных бедствиях и других чрезвычайных ситуациях;

 подготовка и проведение совместных учений;

 совместная подготовка специалистов, программ и специальных курсов, обмен учащимися и специалистами;

 обмен информацией об угрозе и последствиях чрезвычайных ситуаций.

 С учетом тенденции роста природных и техногенных катастроф ратификация Соглашения окажет значительное влияние на развитие и совершенствование системы защиты населения и территории Республики Беларусь от чрезвычайных ситуаций.

 Парламентарии также рассмотрели Декрет Президента Республики Беларусь от 11 ноября 2015 г. № 7 «О привлечении денежных средств во вклады (депозиты)». Докладчиком по этому вопросу выступил первый заместитель Председателя Правления Национального банка Республики Беларусь Надольный Т.Ю., содокладчиком — заместитель председателя Постоянной комиссии Палаты представителей по экономической политике Щепов В.А.

 В соответствии с Декретом договоры срочного и условного банковского вклада (депозита) подразделяются на безотзывные и отзывные. Безотзывные договоры не предусматривают возврата вклада (депозита) до истечения срока возврата вклада (депозита) или наступления (ненаступления) определенного в заключенном договоре обстоятельства (события). Отзывные договоры предусматривают такой возврат по требованию вкладчика.

 Декретом установлено, что от подоходного налога с физических лиц освобождаются доходы в виде процентов, полученных физическими лицами по банковским счетам, вкладам (депозитам) в банках и небанковских кредитно-финансовых организациях, находящихся на территории Республики Беларусь.

 При этом такое освобождение не распространяется на доходы в виде процентов, полученных по банковскому вкладу (депозиту), по денежным средствам, находящимся на текущем (расчетном) банковском счете:

 в соответствии с договором, заключенным после вступления в силу настоящего Декрета, при фактическом размещении денежных средств на счете банковского вклада (депозита), текущем (расчетном) банковском счете в белорусских рублях на срок менее одного года, а в иностранной валюте на срок менее двух лет, если такие доходы начислены по процентной ставке, превышающей размер процентной ставки по банковскому вкладу (депозиту) до востребования;

 в иных случаях, при которых освобождение таких доходов от подоходного налога не предусматривается законодательными актами.

 Действие Декрета не распространяется на договоры, заключенные в установленном порядке до вступления его в силу, за исключением случаев их продления. Издание Декрета не влечет необходимости приведения заключенных договоров в соответствие с его нормами.

 Декрет повысит возможности банков по управлению активами и пассивами для безопасного и ликвидного осуществления ими деятельности, а также будет способствовать поддержанию стабильности и устойчивости банковской системы Республики Беларусь.

Все новости